(от лат. negatio - отрицание)
лишённое разумных оснований сопротивление ребёнка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчуждённости. Пассивный Н. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном Н. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учёта потребностей ребёнка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребёнком к.-л. из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребёнку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию. Слабой формой Н. является упрямство. Однако в отличие от подлинного Н., оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям. Н. может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребёнка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребёнка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива может устранить или значительно смягчить Н. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учётом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 166)
См. также Запущенность педагогическая, Кризисы возрастные, Самостоятельность, Упрямство