25 ноября 2024
450 тысяч слов
+17 за сегодня

Значения слова созерцание

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Тезаурус русской деловой лексики
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Словарь Ушакова

созерцание

созерцание, созерцания, мн. нет, ср.

1. Действие по гл. созерцать (книж.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего-нибудь.

2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книж.). Человек, склонный к созерцанию.

3. То же, что интуиция в 1 знач. (филос.).

Энциклопедический словарь

созерцание

в философии - процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.

Словарь Ожегова

созерцание

СОЗЕРЦАНИЕ, я, ср.

1. см. созерцать.

2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению.

Словарь Ефремовой

созерцание
  1. ср. Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека (в философии).
  2. ср.
    1. Процесс действия по знач. глаг.: созерцать.
    2. Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность.

Тезаурус русской деловой лексики

созерцание

Syn: см. разглядывание

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

созерцание

 Созерцание

 ♦ Contemplation

   Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной жизни, чистая радость познания (Аристотель называет это теоретической жизнью, Спиноза – amor intellectualis, т. е. интеллектуальной любовью), истинная любовь к истине. В созерцании объекта «Я» растворяется; спасать становится некого, и это-то и есть подлинное спасение.

Вестминстерский словарь теологических терминов

созерцание

 ♦ (ENG contemplation)

 (лат. contemplari - созерцать, размышлять о)

   интуитивный подход к Богу в молитве, позволяющий воспринимать Бога в свете уже известной истины.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

созерцание

непосредственное, зрительное восприятие предметов, сам процесс созерцания и его результат, созерцаемое; созерцание как восприятие вообще; эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово созерцание может быть

Предложения со словом созерцание

  • Возвращаясь к началу нашего текста, к определению Буддхагхоши, мы даже не можем вообразить себе дхьяну как завершающую, результирующую фазу сосредоточения сознания, самадхи, ибо само это определение предполагает, что там, где имеет место созерцание, дхьяна, сознание «уже сосредоточено», одноточечно направлено на объект, предназначенный (точнее, «уже поставленный») для созерцания в данной конкретной («первой», «второй» и так далее) дхьяне.
  • Если свою душу, рассматриваемую как вещь саму по себе, я не могу познать посредством спекулятивного разума (и еще менее – посредством эмпирического наблюдения), следовательно, не могу также познать свободу как свойство сущности, которой я приписываю действия в чувственно воспринимаемом мире по той причине, что я должен был познавать такую сущность как определенную по ее существованию, но не во времени (что невозможно, так как я не могу заменить мое понятие созерцанием), – то я все же в состоянии мыслить свободу, а это означает, что представление о ней по крайней мере не содержит никакого противоречия, когда мы критически различаем два способа представления (чувственный и интеллектуальный), и имеет место проистекающее отсюда ограничение чистых рассудочных понятий, стало быть, и вытекающих из них основоположений.
  • Пришло время неробкой веры, духовной и самодеятельной религиозности, исходящей из сердца, строящейся сердечным созерцанием, утверждающей свою удостоверенность и разумность, знающей свой путь, цельно-искренней, ведущей человека через смирение и трезвение к единению с Богом.
  • Сколь бы глубоко ни погружался человек в созерцание Бога, он не живет вне общения святых и не освобождается от заповеди любви к своим братьям во Христе, и апостол, сколь бы ни был он предан душам, также следует в любви к ближним повелению любить Бога больше, чем самого себя, и искать Его вечной славы, стремясь прежде к своей собственной святости, затем к святости своих братьев.